«По приказу Министерства образования и науки домашние
задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать
на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как
«взрослые ученики»?»
В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
Но
у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей
без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма
первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте
или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому
ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о
таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети
приготовятся к уроку... урок и закончится!
И родители боятся того же.
Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют
диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для
ребенка вместо учителя. Наша задача - внушить родителям мысль, что
делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной
стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны,
убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные»
домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас -
не натренировать навыки детей, а развить психологические функции,
необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди
(причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя
- не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к
чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и
неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного
первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий - например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где - меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки - например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей - только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира - это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте
с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в
том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание?
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание?
Например, следующее: подумать, какие еще слова с
новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие
загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на
уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют
или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно,
он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти
то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя,
выполняя домашнее задание «как большие».
Источник: Журнал «Практика образования, №1, 2007 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий